10 июня турниром по быстрым шахматам стартовал 15-й международный воронежский фестиваль. За долгие годы появилось много традиций, но самая главная - фестиваль всегда проходит в одни и те же сроки, с 10-го по 21-е июня. К сожалению, на этот раз в Таганроге параллельно будет проходить высшая лига российского чемпионата по шахматам. Но это не повод унывать, считает организатор, идейный вдохновитель и бессменный директор воронежского фестиваля Александр Раецкий.
- Этот фестиваль юбилейный, 15-й, и Вам, наверное, как организатору обидно, что получились такие вот накладки. В эти же сроки проходит финал высшей лиги и у мужчин, и у женщин, и большинство сильнейших российских шахматистов в Воронеж не приехало. Тем не менее я знаю, что Вы приложили немало усилий, чтобы сделать эти соревнования интересными, яркими, как и раньше. Что же все-таки ожидает воронежских любителей шахмат?
- Безусловно, 15-й фестиваль – это серьезная дата. Когда все это только начиналось, трудно было себе представить, что мы сможем продержаться 15 лет. И не только продержаться, но выйти на хороший уровень и сохранить его. В этом году одним из «изюминок» фестиваля стала организация сеанса одновременной игры с победителем Кубка России, международным гроссмейстером Завеном Андриасяном из Армении. Кроме того, удалось пригласить нескольких интересных шахматистов-иностранцев. Прежде всего, необходимо отметить двух юных спортсменов из Индии. Один из них, Вайбхав Сури, является номером один в мире среди шахматистов до 14 лет. Я думаю, это спортсмен с очень ярким будущим; вполне возможно, что он вырастет в игрока топ-класса. Рейтинг его соотечественника чуть ниже, тем не менее, в прошлом году ему удалось стать вице-чемпионом мира в категории до 14 лет. Эти два шахматиста на воронежском фестивале – одна из наших удач.
- Кстати, а как сами спортсмены отнеслись к тому, чтобы приехать в Россию, в Воронеж?
- Обычно молодые, амбициозные игроки стараются выискивать турниры, в которых они реально могут вырасти. И хотя Воронеж достаточно далеко от Индии, но турниров такого уровня не так много в мире. Поэтому они достаточно давно планировали приезд в Воронеж. Кстати, даже в прошлом году они думали об этом, но тогда не получилось. Тренер ребят, украинский гроссмейстер Голощапов сам играть не будет, потому, так как должен помогать своим подопечным. После нас индийская делегация летит в Англию для участия в очередном турнире.
- Сегодня мы говорим о том, что воронежский фестиваль 15-й, юбилейный. Но, наверное, неплохо было бы вспомнить, как все начиналось…
- Идея зародилась давным-давно, не 15 лет назад. Несколько лет, можно сказать, мы буксовали. Естественно всегда главная проблема – это финансы. Убедить руководство помочь с финансированием было непросто. Очевидно, что чем серьезнее мероприятие, тем больше должно быть затрачено средств. Но тогда 15 лет мы все-таки начали, совершенно случайно, 12 июня. Экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов мог приехать к нам лишь в этот день. С тех пор старт 12 июня стал одной из наших традиций.
- Получается, что уже дебютный фестиваль проходил с участием Карпова?
- Да. У нас было театрализованное представление, и Карпов открывал наш фестиваль. Анатолий Карпов был гостем и, по-моему, давал сеанс одновременной игры. Но, может быть, это было в другой раз, так как экс-чемпион мира бывал в Воронеже неоднократно. В первом фестивале было всего 65 участников. Информации о фестивале не было, да не было и никаких традиций. Мы приглашали всех подряд. Теперь, конечно, наш турнир известен на всем земном шаре. Все 14 прошедших турниров с хорошим составом говорят сами за себя. Поэтому имя у нас уже заработано.
- Каждый фестиваль – это своя особая страница истории. Но среди них были какие-то особенно яркие?
- Не так просто ответить. Безусловно, в первую очередь из-за недостаточного финансирования, каждый год возникали различные проблемы, которые приходилось решать оперативно. Например, Воронеж славится отключением холодной воды примерно на двое суток. И, конечно, проведение крупного мероприятия, (в котором участвуют более 200 человек) без воды - большая проблема.
- В этом году тоже не удастся избежать «засухи»?
- Надеюсь, что удастся. Возможно, получится перенести сроки отключения, не украшающего турнир. Гости фестиваля не в восторге. Возвращаясь к истории, могу сказать, что за 15 лет формат фестиваля претерпел определенные изменения. Когда мы начинали, был лишь один турнир по классическим шахматам и блиц. Потом несколько лет мы проводили три турнира по классике, блиц и с какого-то момента мы добавили еще и быстрые шахматы. В принципе, мы взяли формулу одного из известнейших в мире фестивалей в Биле (Швейцария). Ему, кстати, уже 43 или 44 года. То есть турнир один из лучших в Европе с очень большими традициями. Последние годы у нас формат стабилизировался, и теперь мы проводим 4 турнира. В таком виде фестиваль проходит уже лет 7-8. «Воронеж-опен» по традиции открывают соревнования по быстрым шахматам, затем два турнира по классическим шахматам «ФИДЕ-опен» и «Мастер-опен», а в разгар фестиваля - блиц. «Мастер-опен» последние шесть лет является этапом Кубка России и этапом Кубка мира по версии Ассоциации шахматистов-профессионалов. Первые годы фестиваль становился на ноги, а когда все увидели уровень участников главного турнира, мы получили право считаться этапом Кубка России и турниром мировой серии ACP. Причем в этом году Российская шахматная федерация решила провести определенную классификацию этапов Кубка страны, и мы уступаем только Ханты-Мансийску и Санкт-Петербургу. То есть у них категория чуть выше, а мы на равных с «Moscow-open». Остальные этапы Кубка России (в Томске, Ижевске, Владимире и Самаре) мы превосходим. То есть мы получается где-то в тройке ведущих российских этапов.
- За эти годы в Воронеже побывали и звезды мировой величины. Например, гостем одного из фестивалей был Петр Свидлер?
- Да, в один год нам удалось организовать выставочный матч с привлечением гроссмейстера топ-десятки Петра Свидлера из Санкт-Петербурга. На воронежском фестивале он сыграл с сильнейшим нашим шахматистом гроссмейстером Константином Чернышовым. Но поддержать такую традицию крайне не просто. Это зависит не только от финансирования. У «приглашенной звезды» свой календарь супертурниров, им непросто найти «окно». Кроме того, у нас основной турнир проходит по швейцарской системе, а игроки первой мировой двадцатки в основном играют по круговой системе. А первая десятка исключительно по круговой, а у нас нет такого турнира.
- Поясните для непрофессионалов, в чем плюсы и минусы каждой из систем.
- Дело в том, что у шахматистов уже многие годы существует рейтинговая система. Разработал ее профессор математики по фамилии Эло. Он разработал систему коэффициентов, которая потом была названа «рейтинг». Сейчас это слово общепринятое, но пришло оно из шахмат. И шахматисты, особенно топ-уровня, стремятся повысить свой рейтинг. В турнирах по швейцарской системе элитные игроки обязательно встретятся с противниками, чей рейтинг значительно ниже, и вероятность потери рейтинговых очков очень велика. В партиях с такими соперниками фаворит обязан только выигрывать, при ничьей он уже теряет несколько очков. А сделать несколько ничьих с гроссмейстерами, немного уступающими в рейтинге - абсолютно стандартная ситуация. То есть вероятность потери 10 очков, а то и 15, очень велика. Поэтому заманить шахматиста топ-уровня в швейцарку крайне-крайне сложно. Они стараются играть в круговых турнирах, где встречаются со спортсменами примерно такого же уровня. И тогда в случае ничьей все остаются при своих, ну, может быть, потеряют одно очко, но не два и не три. И получается интересная вещь. Когда человек достигает уровня 2700 (таких сейчас, кстати, в мире уже насчитывается около 40), то они практически перестают играть в турнирах по швейцарской системе. Они ждут приглашения исключительно на круговые турниры. Элитных соревнований лишь несколько в течение года, а более низкого уровня – вполне достаточно. А играли в «швейцарках» – это, как правило, единичные случаи: какие-то экстрагонорары или определенные отношения с организаторами.
- Вернемся все-таки к воронежскому фестивалю. Несмотря на то, что практически всей верхушки российских шахмат в этот раз в «Мастер-опен» не будет, тем не менее, вы, как организатор постарались, чтобы интрига была не меньшей. Можно ли сделать какие-то прогнозы в этом году?
- Конечно, наш турнир в этом году несколько слабее, чем в предыдущие годы, однако общее количество гроссмейстеров будет около 20, и среди них есть яркие шахматисты. Чем закончится гонка – неизвестно. Хотя, безусловно, явными фаворитами выглядят Завен Андриасян из Армении, Алексей Александров из Белоруссии (номер два по рейтингу) и несколько россиян. Я хотел бы отметить Дмитрия Кокарева. Только что, 9 июня, закончился этап Кубка России в Томске и победителем его стал Кокарев. Сейчас он на пути к нашему главному турниру. Александров недавно вернулся с турнира в Индии, где занял первое место и опередил ряд гроссмейстеров. Естественно, он также настроен на победу. Александр Рахманов выигрывал «Мастер-опен» два последних года. Он, кстати, единственный, кто отказался от высшей лиги в пользу нашего турнира, видимо, ему хочется сделать хет-трик, выражаясь по-футбольному. Гроссмейстер из Москвы Андрей Девяткин недавно побывал в Австралии и там блестяще сыграл в двух турнирах. Правда, Австралия страна, конечно, не шахматная, сравнивать с теннисом это нельзя, но, тем не менее, Девяткин выиграл один турнир единолично, а в другом оказался одним из победителей. Что касается быстрых шахмат, то в этом турнире будет играть очень сильный гроссмейстер Игорь Лысый. Он, Завен Андриасян и Алексей Александров будут основными претендентами на победу. Но все-таки формат быстрых шахмат отличается от классических, и элемент случайности здесь выше. Так что могут проявить себя игроки, которые находятся несколько в тени.
- А как вы относитесь к заявлению Андриасяна выиграть все три турнира фестиваля: быстрые шахматы, блиц и «Мастер-опен»? И насколько вообще это реально сделать?
- Вообще мне это заявление очень понравилось. Хочу напомнить, что Завен выиграл сеанс одновременной игры со счетом 15:0. И у меня тренеры потом спрашивали, ну, что же он так, можно было бы с Соболевой сделать ничью. Вроде позиция у нее была неплохая и держалась Настя очень долго. Но мне вообще нравится такой вот чемпионский дух, дух настоящего победителя. То есть человек приходит выиграть абсолютно все. И вот его настрой, что я выиграю, что хочу выиграть все, и быстрые шахматы, и блиц, и наш главный турнир, мне, конечно, очень сильно импонирует. Но я не верю, в то, что он выиграет все три турнира. Хоть он шахматист, безусловно очень сильный и одаренный, но поверить в то, что все три турнира сложатся удачно… Как правило, так не бывает. Обязательно где-то будет неудача. В каком-то из турниров, наоборот, кому-то повезет больше.
- А такое возможно, в принципе? Победить в трех разных состязаниях?
- Павел Понкратов в прошлом году был сильнейшим в быстрых шахматах и в блице, но не в классических шахматах Если турниры сильные, и верхушка относительно ровная, маловероятно, чтобы человек стал победителем в трех видах соревнований.
- Мы оценили ситуацию в «Мастер-опен». А что можно сказать о «ФИДЕ-опен»?
- Безусловно, «ФИДЕ-опен» - это своего рода кузница молодых талантов. Многие наши ребята имеют первый разряд и разряд кандидата в мастера. Им играть с гроссмейстерами и мастерами сложно. Если они будут играть в «Мастер-опен», то большинство партий проиграют. И это может убить интерес к шахматам. А «ФИДЕ-опен» - возможность сыграть со спортсменами своего уровня. У нас этот турнир получается российского уровня, ведь участвуют шахматисты более чем из 40 регионов. В этом году, например, будет играть девочка из Якутска, мальчик из Новосибирска. У юных воронежцев очень мало возможностей играть за пределами города. Потому что любой выезд связан с затратами, а здесь иногородние спортсмены приезжают к нам. И, конечно, многие воронежские ребята используют этот шанс.
- Можно ли кого-то отметить среди молодых шахматистов?
- У нас будут играть несколько ярких юных спортсменов. Например, чемпион России в категории до 12 лет Семен Ханин. Но он выступит в «Мастер-опен», куда записались большинство интересных молодых шахматистов. В предыдущие годы у нас играл Иван Букавшин. Он выступал в главном турнире, и его там очень сильно «побили». А недавно он выполнил последний балл, стал международным гроссмейстером и считается одним из ведущих юниоров России, входит в сборную страны по своему возрасту. Молодых ярких игроков, которые участвуют в главном турнире «Мастер-опен», «бьют», но это является для них серьезной школой. И потом они вырастают и становятся гроссмейстерами.
Интервью брала Елена Пономарева